[главная] [важно] [связаться с нами]

Салми-Колатсельга-озовые гряды у оз. Лоухярви-пам. "Крест Скорби"-вдп. "Белые мосты"-оз. Андронино-Ляскеля-Харлу-Рускеала-Сортавала, о. Валаам, о. Коневец, Приозерск. 312 км, 8 дней.

Десант этот состоит из двух частей -- велопохода на 5 ходовых дней и водного путешествия на небольшом судне по островам Ладоги с тремя ночевками на островах. Программа занимает 8 дней с субботы по субботу.

Маршрут похода проложен по самым красивым местам приладожской Карелии, по шоссе с небольшим трафиком, по грунтовым и лесным дорогам, с ночевками у красивых озер. В программе посещение различных достопримечательностей и интереснейших природных объектов. В водной части похода мы совершим велоэкскурсию по о. Валаам, посетим о. Коневец, побываем на других островах Ладоги.

Группа собирается в Лодейном Поле, куда ходят прямые поезда из Москвы, Петербурга, Мурманска. В Лодейное Поле можно добраться и электричкой из Петербурга и Волхова. В Лодейном Поле все участники со своими велосипедами грузятся в автобус, который довезет всех к старту веломаршрута в Салми.

Вещи участников везет машина сопровождения. Эта же машина может подобрать уставшего или заболевшего участника. Некоторые элементы маршрута для автомобиля, даже внедорожного, непреодолимы, поэтому машина не каждый день будет двигаться непосредственно за участниками по маршруту. Ночевки организованы в палатках у озер, рек и островах Ладожского озера. Питание по-походному, еда готовится на переносных плитках или на костре. На судне же трехразовая еда готовится на камбузе и подается в кают-компании.

Поход не случайно назначен на конец июля -- вода в водоёмах, да и в самой Ладоге уже достаточно прогреется, так что можно будет купаться, а ночи всё еще "белые". Должно быть тепло. Кровососущих, конечно, много, но не так много, как в июне.

1 день. 52 км.
Салми-Орусъярви-оз. Тулмозеро

Велопоход стартует в Салми, куда утром группа приедет на автобусе. Это поселение впервые было упомянуто 1467 году в связи с преп. Александром Свирским. Поселение находилось на границе Новгородских и Шведских земель и за последние века не раз переходило из рук в руки. В поселке остались руины церкви постройки 1810 года . Других истрических объектов не осталось, так как большинство построек было деревянными и всё было уничтожено в период Великой Отечественной войны. Здесь мы соберем велосипеды и тут можно подкрепиться с утра и прикупить что-то с собой в дорогу по вкусу.

Из Салми въезжаем по шоссе, которое идет в сторону Олонца, и довольно скоро съезжаем на грейдер. Дорога довольно живописная, и по ней нужно проехать примерно 20 км. Первая остановка у разрушающейся деревянной церкви в пос. Орусъярви. Построена эта церковь была в 1910 году. Осматривать её надо аккуратно, так как постройка находится в очень ветхом состоянии. Когда-то в этих местах был и монастырь, теперь только некоторые дома заселены в летний сезон дачниками. Дорога, по которой мы едем, интерсна тем, что до 1939 года она проходила в приграничном районе, и Салми с Орусьярви были в Финляндии, а Тулмозеро было уже в СССР. После Орусъярви грейдер идет еще некоторое время, а потом превращается в лесную дорогу. Эту дорогу используют лесорубы, и год от года она меняется. То тут лужи во всю ширину и ухабы, то свежая отсыпка в которой вязнут колеса. В любом случае сегодняшние 55 км дадут к вечеру почуствовать усталость. И тем ценнее будет долгожданная стоянка на красивом карельском озере.

2 день 42 км
оз. Тулмозеро-Колатсельга-руины железоделательного завода-стоянка в районе озовых гряд около оз. Лоухярви

Утром не торопясь собираемся и выезжаем в поселок Колатсельга.

В этих краях издавна добывали железную (гематитовую) руду и выплавляли железо домашним способом, а в 1761 году рядом был построен чугуноплавильный и железноделательный завод. Проработал он до 1778 года, так как были трудности с вывозом продукции. Тот завод, остатки которого находятся в лесу, построен существенно позже, в 1896 году по немецкому проекту и принадлежал АО "Сталь". Проработал завод до 1903, когда АО "Сталь" разорилось. Завод простоял несколько десятилетий законсервированный, пока после зимней войны его не разорили окончательно. Теперь в лесу можно увидеть циклопические постройки, какие-то ямы , железную арматру и т. п. К заводу от поселка нужно проехать чуть более 3 км.

После осмотра остатков завода мы возвратимся в посёлок и поедем по новому шоссе по направлению к Сортавале. По шоссе нужно проехать около 20 км, после чего свернуть в лес и мимо ожерелья озер попасть к месту стоянки в район оз. Лоухярви. Тут, на территории площадью более 1500 га расположены озовые гряды -- геологический памятник, классический пример ландшафта, сформированного деятельностью последнего ледника. Система образована округлыми валунами размером до метра в диаметре и несколько километров тянется дугой с северо-запада на юго-восток. Она окружена большими и маленькими озерами с несвойственной Карелии прозрачной водой. Гряда практически не заросла деревьями и сохранила свой первозданный вид с ледниковых времен, что позволяет разглядеть форму рельефа. Вечером у нас остается время походить и поездить по окрестностям.

3 день 62 км
оз. Лоухярви-"Крест Скорби"-водопад Юканкоски-оз. Андронино

Утром возвращаемся на шоссе идущее в Сортавалу и проедем по нему до большого перекрестка. Около перекрестка находится памятник всем погибшим в "Зимней войне" советским и финским солдатам -- "Крест Скорби". Памятник установлен в местах наиболее кровопролитных боёв в местности, называемой Долиной Смерти. Открыт он в 2000 году и является первым памятником в России, посвященным Советско-Финской войне 1939-40 гг.

От памятника путь пойдет на север по грейдеру и потом в лес на грунтовку. Пересечем порожистую речку через мост, проедем мимо памятника и братской могилы советских солдат. Наш путь лежит к самому высокому водопаду северного Приладожья Белые Мосты или Юканкоски. Высота этого водопада 19 м. От водопада по грунтовым дорогам мы поедем к месту стоянки на оз. Андронино. Рядом со стоянкой в лесу есть небольшой живописный водопадик.

4 день. 75 км.
оз. Андронино-Ляскеля-Харлу-оз. Янисярви

Сегодня надо проехать довольно много, примерно 75 км. Сперва выедем на шоссе Петрозаводск-Сортавала, и некторое количество километров до городка Ляскеля проедем по нему. Движение на шоссе присутствует, но дорога будет идти, в основном, вниз. Мы приедем в пос. Ляскеля, стоящий на реке Янисйоки. Янисйоки короткая, но полноводная река, несет воды озера Янисярви в Ладогу. Длина реки всего 26 км, а перепад высоты 60 м, поэтому финны построили на Янисйоки каскад ГЭС. Одна из этих ГЭС есть в Ляскеля. Запустили её в 1899 году, перестраивали в полевоенный период и в 2010 году полностью реконструировали. Теперь она работает в автоматическом режиме. Далее мы поедем в пос. Харлу, который находится выше по течению реки и где есть ещё одна ГЭС (1936 г. постр.) Тут имеется красивый каменный арочный Ж/Д мост постройки первой половины 20 в. После Харлу дорога будет выходить на берег порожистой Янисйоки. Затем мы поедем по красивой дороге через леса северо-западной оконечности Янисярви. Чаша Янисярви -- крупнейший метеоритный кратер Европы. На Янисярви практически нет пляжей, лес подступает прямо к воде. Ночевать мы будем в северо-западной части озера.

5 день. 50 км.
оз. Янсярви-Рускеала--Сортавала (погрузка вечером на судно и ночевка на острове в Ладожском оз.)

От места ночевки живописными лесными дорогами разного качества мы доедем до пос. Рускеала. Тут расположен мраморный карьер, где уже с середины 18 века добывают мрамор. Этот мрамор использовался при строительстве в Санкт-Петербурге Мраморного дворца, Исаакиевского собора и пр.. Сейчас тут музей "Горный парк Рускеала". Вокруг карьера сделана пешеходная дорожка со смотровыми площадками. Карьер заполнен прозрачной водой -- можно взять в аренду лодку и посмотреть карьер с воды. Есть и экскурсоводы, которые могут рассказать об истории горного дела в этих местах.

От карьера мы выдвигаемся в сторону Сортавалы. На пути у нас еще одна остановка -- пороги с водопадами и остатками плотины ГЭС на реке Тохмайоки.

После осмотра всех достопримечательностей группа по шоссе едет в Сортавалу, где мы должны погрузиться на велодесантное судно. Пока ждем судно, можно пройтись или проехаться по Сортавале -- городок застраивался каменными зданиями в первой половине 20 века, когда он входил в уже свободную Финляндскую республику. Здания в городе строили знаменитые финские архитекторы того времени.

После погрузки на судно мы совершим недолгий переход к одному из островов Ладожского оз., где и разобьем лагерь.

6 день. 25 км.
о. Валаам, велоэкскурсия.

Утром мы переходим в Монастырскую бухту острова Валаам. Вещи остаются на судне, а мы с велосипедам десантируемся на остров. Нас ждет обширная покатушечно-экскурсионная программа до шести, а то и до семи вечера.

Мы посмотрим на скиты монастыря, полюбуемся суровой природой острова, для любителей острых ощущений есть маршрут с двумя бродами. Можно искупаться во внутренних водоёмах и поесть копченой ладожской рыбки. В конце дня можно будет самостоятельно посетить центральную усадьбу монастыря и Спасо-Преображенский собор. При посещении скитов и прочих монастырских объектов нужно вести себя сообразно месту и иметь подобающую одежду. Женщинам нужны юбки, закрытые плечи и головные уборы/платки (велошлем не прокатит), а мужчинам длинные штанные и рубаху без ярких реклам (не велоодежду) а головной убор нужно снять. Впрочем, сейчас некое подобие платков и юбок выдают. Там где написано "не ходить" - не ходить.

Ночевать пойдем на один из островов Валаамского архипелага.

7 день.
о. Оборонный -- о. Коневец

Утром запланирован переход от места ночевки к самому южному островку Валаамского архипелага о. Сухой (Оборонный). Островок интересен тем, что тут неплохо сохранились остатки сооружений береговой артиллерии Финнов со времен "Зимней войны".

После осмотра островка, мы совершим переход через всю Ладогу к острову Коневец, где находится второй ладожский Коневский Рождество-Богородичный Монастырь. Он не так известен и не так популярен среди паломников, как Валаамский, но тоже весьма древний. В советское время на острове, да и на всей северной Ладоге хозяйничали военные -- следы их деятельности видны до сих пор. Природа острова Коневец отличается от северных берегов Ладоги и Валаама -- тут песчаные пляжи и нет скал. Ночуем мы на Коневце, высадившись на пляже.

8 день. 6 км.
о. Коневец -- Приозерск

Первая половина дня посвящена осмотру острова и монастыря, во второй половине дня судно перейдет в Приозерск.

В Приозерске (Корела, Кексгольм) есть старинная крепость, которая охраняла рубежи Новгородской республики и России на границе с Шведами. На рубеже 18-19 веков башня крепости использовалась, как тюрьма, в ней, в частности, содержали семейство бунтаря Пугачева. После осмотра крепости мы приедем на вокзал Приозерска, где наш поход и закончится. Отсюда в Санкт-Петербург ходят электрички и прибывают на Финляндский вокзал.

 

После регистрации участники получат более подробную информацию о контактах и дополнительные разъяснения и инструкции от организаторов по электронной почте.

Участники прибывают к началу маршрута самостоятельно.

Начало маршрута в у ж/д станции г.Лодейном Поле Ленинградской области, конец маршрута у ж/д вокзала г. Приозерск Ленинградской области.

Маршрут может быть незначительно изменен.

 

В стоимость входит:


автомобиль сопровождения и помощь гидов
переезд автобусом от Лодейного Поля до Салми
фрахт велодесантного судна на Ладоге на трое суток
питание на маршруте и на судне, кроме завтрака в Салми и обеда в Рускеале

В стоимость не входит:

прокат палатки, если у вас нет. 250 р.
входная плата в музей Горный парк Рускеала
переезд до Лодейного Поля и от Приозерска

Даты проведения:

Сложность: для умеющих ездить на велосипеде
Комфорт: с сопровождением

 

 
ВелоДесант, 2011